Факторы риска деформации стопы у детей
Стопа - это отдел нижней конечности, который непосредственно соприкасается с поверхностью земли и служит опорой при стоянии и передвижении. Заболевание, развивающееся у детей вследствие нарушения строения и функции стопы, называется плоскостопием. У детей, особенно в дошкольном возрасте, стопа полностью не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детский организм в период его роста и развития.
Основные факторы, влияющие на формирование стопы у детей:
Внутренние – слабость мышечно-связочного аппарата, недостаточная минеральная плотность костной ткани, избыточный вес, частые простудные заболевания, перенесенный рахит, другие хронические болезни.
Внешние – нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении «сидя», исключающие физические нагрузки на стопы.
Первыми признаками плоскостопия у детей могут быть: быстрая утомляемость, боли в голени и стопе, изменение походки, головная боль.
Анатомически стопа включает в себя продольный и поперечный своды. Продольный свод представляет собой изогнутость по внутренней стороне стопы. «Арка» у основания пальцев ног является поперечным сводом. На самом деле продольный свод выражен более ярко, чем поперечный.
При плоскостопии выраженность поперечного и продольного свода сглаживается, смягчается.
Большое значение в формирование здоровой стопы имеет применение специальных физических упражнений:
✓«каток»: ребёнок катает вперёд-назад мяч или гимнастическую палку
✓«художник»: ребёнок карандашом, зажатым пальцами ног рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой
✓«мельница»: ребёнок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях
✓«маляр»: ребёнок, сидя на полу с вытянутыми ногами и выпрямленными коленями, большим пальцем одной стопы проводит по подъёму другой стопы по направлению от большого пальца к колену. Упражнение повторяется 3-4 раза сначала одной, затем второй ногой.
Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на «носочках», затем попрыгать на «носочках» через скакалку на одной и на двух ногах.
Следует знать, что в подошве стопы расположены особые, важные рефлексогенные зоны. Воздействуя на определенные зоны подошвы можно повлиять на части тела или внутренние органы, которые нуждаются в лечении.
Очень важно правильно подобрать обувь ребёнку.
Гигиенические требования для профилактики деформации стоп
1. Укрепление мышц и связок посредством выполнения специальных физических упражнений.
2. Профилактика простудных и обострение хронических заболеваний.
3. Закаливающие процедуры, использование тренажёров для стоп.
4. Контроль за сменной обувью (приобретение родителями сменной обуви для детского сада или школы в соответствии с требованиями к функциональной обуви).
Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на стопы
- ежедневно делать гигиенические ванны для ног с температурой воды 36°;
- ходить босиком по рыхлой почве, песку;
- не находиться в помещении в утепленной обуви;
- не ходить продолжительно босиком и в обуви на мягкой подошве (типа резиновой) по утоптанной почве, асфальту;
- проводить самомассаж внутренней поверхности голени и стоп при утомлении в ногах и неприятных ощущениях в мышцах голени и стопы.