logo 60 лет на страже здоровья детей
Государственное бюджетное учреждение 
здравоохранения Астраханской области
“Областная детская клиническая больница
 им. Н. Н. Силищевой”

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Мне их всех жалко…»



Социальный педагог Татьяна Валентиновна Рыбак в 2020 году (в год 60-летия «ОДКБ им. Н. Н. Силищевой») отмечает сразу две знаменательные даты - свой красивый юбилей и 25 лет работы в Областной детской клинической больнице им. Н. Н. Силищевой. Вот такая беседа состоялась с ней накануне торжества.

- Педагог в больнице, - на первый взгляд звучит не совсем обычно, хотя уже достаточно давно наличие педагога в лечебном учреждении стало делом обыденным. Как вы попали сюда на работу?

 - Это были девяностые годы, я искала работу и от знакомых услышала, что в больнице требуется педагог. Я и сама не совсем понимала: чем буду заниматься?! На мой вопрос: что мне делать? Услышала: все что скажут. Я очень хорошо помню свой первый рабочий день в больнице. Я постояла в коридоре. А потом зашла в близлежащую палату, потом в другую. Стала разговаривать с мамами, детьми. Поняла, что здесь нужна моя помощь, как педагога, психолога и просто старшего товарища, который может не только выслушать, но и на официальном уровне помочь в решении трудной жизненной ситуации.

- Кем и где Вы работали до детской больницы?

- Предыдущие 10 лет я работала в детском доме имени Степана Здоровцева, учителем биологии. Практически все дети были с диагнозами, поэтому удержать их внимание на уроке было не просто. Я придумывала всякие педагогические хитрости, чтобы занять ребят и увлечь своим предметом. До сих пор, уже подросшие ребята, звонят и приходят ко мне в гости. Есть у меня одна девочка, правда её уже 42 года и у нее 2 внуков, советуется со мной каждый раз, как с мамой. Муж с улыбкой называет её моей двоюродной  дочкой. Вот такая работа: учителя и одновременно воспитателя, помогли мне адаптироваться к новым условиям в больнице.

- В чем заключаются Ваши обязанности здесь в больнице?

- Быть посредником между личностью ребенка и учреждениями, которые займутся его жизнеустройством. Выявлять детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, чтобы она не переросла в социально-опасную.  Следовательно, моя цель - создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка. Удовлетворение его прав и потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов. Например, рожает девочка-подросток. Я помогаю ей правильно оформить документы, обеспечить взаимодействие с органами опеки, контролирую выполнение её прав. Или, другая ситуация, ребенок рождается, попадает к нам в больницу, а мать уже утвердилась в мысли, что будет отказываться от него. При том, что у неё уже 2 -3- 4 отказных ребенка. Моя задача быстро отреагировать на ситуацию и совместно со  специалистами кризисного центра помощи женщинам провести беседу, постараться убедить что она не одна, что все будет хорошо.

- Неужели возможно уговорить маму взять ребенка домой, если она не хочет этого делать?

- Конечно, приоритет отдается семье. И в каждом отдельном случае, если нет причин изымать ребенка, стараюсь убедить мамочку растить ребенка в семье. Мне приходиться подолгу беседовать с этими женщинами, иногда вместе плачем. Нет, это не аморальные женщины, а вот родили и задумались, что не потянут, что не смогут справиться с нагрузкой. Конечно, не на все 100 % получается решать эти вопросы, но, если хотя бы несколько детей остается в кровной семье – это уже результат.

- Изменилась ли ситуация в Вашей профессиональной сфере с тех пор как Вы пришли работать сюда?

- Ситуация изменилась в лучшую сторону. Укрепилась мораль общества по сравнению 90-ми годами. В те годы пропагандировалась романтика криминального элемента. Сейчас стали меньше отказываться от детей, меньше стало брошенных. Тем не менее случается всякое, вот несколько лет назад в приемном отделении был такой случай. В течение дня было много людей, к вечеру очередь рассеялась, а один ребенок так и остался сидеть на скамеечке. При нем записка: определите моего ребенка. Моя задача была помочь малышу. Сначала успокоить. А затем провести всю необходимую документальную работу, чтобы направить его в специализированное учреждение, где он получил бы комплексную помощь: педагогическую, социальную и медицинскую. Находили детей и в пакетах в мусорных ящиках, в поликлиниках. Последний подкидыш  был в 2016 году. Будем надеяться на лучшее.

- Как Вы справляетесь с эмоциональным перенапряжением от работы?

- Конечно, я понимаю, что это только работа, но на 100 % не получается отделить её от личной жизни. Переживаю. Ведь дети и мамочки становятся для меня как родные. Особенно мне жалко взрослых детей, которые пострадали от домашнего насилия. А домашнее насилие, к сожалению, есть во всем мире. Малыши попадают в больницу сразу после рождения и они не знают другой жизни. А взрослым детям, изначально воспитывавшимся в семье, бывает очень тяжело. И моя задача помочь изменить жизнь таких детей к лучшему.

 - Получает ли Вы удовлетворение от работы?

- Когда все получается, то радуешься. Когда получается решить вопрос в положительную сторону - вернуть ребенка в семью. Хотя иногда так бывает, что большее благо - устроить ребенка в детский дом, нежели отдать в семью. Радует, когда разговариваешь с мамой по телефону, которая находится на лечении в специализированном лечебном учреждении, и слышишь, что раз от раза её голос крепнет. Конечно, неизвестно как это дальше повернется, когда она лишится нашей поддержки, ведь мы её держим на плаву. Поэтому моя задача и задача всех специалистов, которые работают со мной в одной связке – укрепить их веру в себя.

- Что Вам не нравиться или «напрягает» в Вашей работе?

- Больше всего, если так можно выразится, «напрягает» – это мое непонимание: почему так жестоко родители поступают со своими детьми и в первую очередь мамы?! Ведь это так непросто выносить ребенка 9 месяцев. И потом, взять и так поступить… Если бы я для себя могла это объяснить, может быть легче было бы работать. Хотя понять это чисто по-человечески невозможно. В педагогике есть такой термин, отражающий данный факт -   устойчивое неправильное репродуктивное поведение. А вообще мне все равно их всех жалко, хотя, как я не старалась, за 25 лет так и научилась их понимать.